Оценка стоимости бизнеса
Появление и развитие в России рынка купли-продажи бизнеса вызвало потребность точной оценки его стоимости. Достоверная оценка требуется для выдачи банковских кредитов, для страхования, для осуществления доверительного управления, для определения необходимого размера эмиссии акций, принятия решения о банкротстве и в ряде других случаев.
Не обойтись без оценки бизнеса в случае проведения реструктуризации предприятия, когда происходит слияние нескольких компаний, присоединение или разделение.
Выполнив оценку стоимости бизнеса, можно установить экономическое и финансовое состояние. Такие показатели деятельности предприятия как прибыль, себестоимость, объем продаж, ликвидность и т.д. не могут дать точной картины, являясь лишь промежуточными характеристиками.
Стоимость бизнеса более точно показывает результаты работы. На оценку бизнеса влияет множество факторов. Это факторы эффективности, в которые входят рентабельность инвестиций, оборотного капитала и собственного капитала, величина прибыли, удельные издержки, производительность труда и пр.
Оказывают влияние факторы стоимости активов, к которым относятся основные средства, производственные мощности и их состояние, запасы, долги и вложения, управление, торговая марка, связи и контакты. Влияет на стоимость бизнеса внешнее и внутреннее окружение бизнеса.
К внешнему окружению можно отнести рынок сбыта, конкурентов, лицензирование, развитие отрасли и т.д. Факторы внутреннего окружения: прозрачность бизнеса, ликвидность его активов, стратегия, корпоративная культура, кадры, отношения с инвесторами, репутация.
В необходимости оценки бизнеса могут быть заинтересованы как его собственники, юридические лица, так и кредиторы, страховые компании, потенциальные инвесторы, фондовые биржи, государственные органы (налоговая и антимонопольная службы, арбитражные суды и т.п.).
Согласно Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» возможна оценка всего бизнеса в целом, а также отдельных его объектов, прав собственности, требований и долгов, оценка права на фирменное название, товарный знак, стоимость работ, услуг, информации.
Сделать правильную оценку бизнесу можно собственными силами или обратившись к специалистам надежных компаний, выполняющих данную работу на высоком профессиональном уровне.