Методы оценки бизнеса

Для оценки бизнеса применяют три основополагающих подхода, это затратный, доходный и сравнительный. При выборе подхода учитывается финансовое состояние компании в настоящий момент, рассматриваются перспективы развития на будущее.

При затратном подходе рыночная стоимость компании считается равной стоимости всех активов, которые останутся после того, как будут погашены все обязательства, то есть цена бизнеса рассматривается, исходя из понесенных издержек.

Чтобы рассчитать стоимость компании с использованием данного подхода, нужно оценить рыночную стоимость всех имеющихся активов отдельно, потом определить стоимость имеющихся на текущий момент обязательств, и когда из общей суммы всех активов вычесть стоимость всех обязательств, можно определить цену бизнеса.

Этот подход в определении стоимости бизнеса имеет два метода: ликвидационная стоимость и чистые активы. Метод чистых активов применяется, когда у компании имеются большие материальные активы, она продолжает свою хозяйственную деятельность. Исходными данными в проведении оценки при данном методе будут бухгалтерская отчетность (баланс предприятия, отчеты о прибылях, убытках, движении финансов и т.д.).

Второй метод (ликвидационная стоимость) применим, когда собственник вынужден продавать предприятие или оно проходит процедуру банкротства. Оценщик в этом случае должен определить валовую выручку, которую можно получить при ликвидации активов, а затем вычесть из нее величину затрат, получаемых при ликвидации предприятия, и сумму обязательств рассматриваемого предприятия.

Для инвесторов, решающих вопросы, связанные с эффективностью вложений, наиболее приемлемым для оценки бизнеса является доходный подход. При таком подходе подразумевается, что предполагаемый инвестор не внесет за приобретаемый бизнес сумму, которая будет больше стоимости доходов, получаемых от него. Доходный подход осуществляется двумя методами – это капитализация и дисконтирование.

Если финансовые показатели деятельности непостоянны или она прекращается по каким-либо причинам, то оценщики применяют, обычно, метод дисконтирования, он заключается в прогнозировании денежных потоков, ожидаемых в каждый прогнозируемый год. После этого можно определить стоимость компании для следующего после прогноза периода. Если это необходимо, то вносят поправки, а затем окончательно вычисляют рыночную стоимость бизнеса.

Когда необходимо определить, за сколько можно продать бизнес, применяется сравнительный метод. В этом случае стоимость предприятия определяется методом сравнения его со стоимостью аналогичного предприятия. Оценщик должен использовать в своей работе все три подхода в оценке компании, а выбор метода, применяемого в рамках каждого из них, делается им самостоятельно.